Статистика

Сообщение об ошибке

Deprecated function: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead в функции Pagination->getPager() (строка 183 в файле /home/lzwikyjn/zakon-online.com.ua/sites/all/modules/pagination/includes/Pagination.inc).
Loading

Вы здесь

Правовой статус органов специальной компетенции в сфере защиты конкурентных отношений

защита бизнесаКонкуренция - основа развития бизнеса и хозяйства любой страны. Вполне понятным является тот факт, что доступ к рынку как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей - является залогом удовлетворения потребностей одних и других.

Если кого-то из этих субъектов не допускают к желаемой цели, они испытывают недовольство. Таким образом, негативное проявление ограничения конкуренции может быть как для покупателей, так и продавцов. Для покупателя конкуренция важна, поскольку он может выбрать необходимые товары по привлекательной цене и надлежащего качества. Продавец при наличии конкуренции имеет, как правило, одно преимущество - беспрепятственный доступ к рынку, с чего вытекают некоторые экономические приоритеты (большой рынок сбыта и справедливая рыночная цена). Однако при отсутствии конкуренции он может свободно диктовать цены, выставлять критерии качества и т.д., и, таким образом, для некоторых продавцов конкуренция является негативным явлением. С другой стороны, конкуренция не всегда выгодна и покупателю, ведь иногда монополист может выставить более низкую цену, чем на свободном рынке. Понятно, что такое положение вещей может не понравиться конкурентам монополиста, и здесь на помощь должна прийти государственное регулирование и защита. Вместе с тем нельзя не отметить, что свобода конкуренции - это не только экономическая категория. Ведь экономическая конкуренция очень важна и для социальной жизни людей.

Так, недобросовестная конкуренция угрожает нормальному интеллектуальному развитию общества. Например защита бизнеса от Московского Юридического Центра у наших северных соседей позволяет эффективно регулировать правовые отношения в хозяйственной деятельности. Европейские ученые отмечают, что неэкономические цели (особенно в Европе) играют большую роль в конкурентной политике сегодняшнего дня. Выдающийся американский экономист Портер писал , что в новом понимании конкуренция восходит к увеличению производительности и использования ресурсов. В ст. 42 Конституция Украины закрепила положение о государственном обеспечения защиты конкуренции. В частности, на конституционном уровне не допускается злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Хозяйственным кодексом Украины (далее - ХК) установлено, что антимнопольно - конкурентная политика является одним из основных направлений экономической политики государства, направленной на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими.

В украинской науке проблемами государственной защиты конкурентных отношений занимались такие ученые как А. А. Бакалинский, А. В. Безух, Ю. В. Журик, В. С. Лукьянец, В. С. Савчук , впрочем стремление украинского законодательства к реформе конкурентного права в целом требует дополнительных исследований с учетом современного мирового опыта. Исходя из важного места конкурентных отношений в системе хозяйственных и вообще общественных отношений, определение системы органов государственной защиты конкурентных отношений является целью исследования данной статьи. С целью обеспечения экономической конкуренции и защиты прав потребителей каждая цивилизованная страна проводит государственное регулирование конкурентных отношений. Ограничения государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства являются общими принципами хозяйствования в Украине (ч. 1 ст . 4 ХК). Отметим, что Антимонопольный комитет Украины (далее - АМКУ) - единственный центральный орган государственной власти, осуществляющий государственную защиту конкуренции в Украине . Согласно ст. 6 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» (далее - Закон об АМК) АМК образуется в составе Председателя и десяти государственных уполномоченных. АМК образует территориальные отделения, составляющих систему органов АМК, которую возглавляет Председатель Комитета. АМК, административные коллегии АМК, государственные уполномоченные АМК, административные коллегии территориальных отделений АМК являются органами АМК. Территориальные отделения АМК, по мнению Ю. В. Журика, относятся к местным органам исполнительной власти специальной функциональной компетенции, которые подчинены и подотчетны только «по вертикали» АМК. Деятельность территориальных отделений имеет исполнительно- распорядительный характер, ведь они работают на основании и во исполнение законов, других нормативно - правовых актов , приказов и распоряжений АМК.

Заметим, что в украинской научной литературе звучали разные предложения по совершенствованию системы антимонопольного регулирования Украины. Приведем пример некоторых зарубежных стран в регулировании отношений конкуренции. В мире есть государства , в которых создается два органа, разделяющие между собой такие функции (Австралия, Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Франция, США и Япония). Впрочем многие страны придерживаются «Монистического подхода» по выбору органа государственной власти в сфере защиты экономической конкуренции (Аргентина, Италия, Нидерланды, Российская Федерация, Венгрия, Швейцария и Европейский Союз (далее - ЕС)).

Лукач И. В.

Рекомендовать: