Статистика

Сообщение об ошибке

Deprecated function: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead в функции Pagination->getPager() (строка 183 в файле /home/lzwikyjn/zakon-online.com.ua/sites/all/modules/pagination/includes/Pagination.inc).
Loading

Вы здесь

Естественный закон: Lex naturalis

Естественный законLex naturalis — это норма человеческого существования. Естественный закон является частью вечного закона и должен служить ориентиром для положительного закона. Он познается благодаря естественной склонности к нему еще до того, как получает формулировку. Он также подтверждается в ходе личной и коллективной истории. То, что противоречит природе, например насилие, рано или поздно порождает разрушительные противоречия. Для сознания, представляющего высшую сферу человеческого существа, очевиден первый принцип нравственной жизни: делать добро и избегать зла.

История познания естественного закона весьма поучительна. Антигона обратилась к закону более важному, чем закон Града, чтобы оправдать нарушение последнего. Аристотель в плане метафизическом, стоики в плане нравственном углубили понятие естественного закона, известного традициям всех древних цивилизаций.

Решающим вкладом христианства стали пояснения св. Павла по поводу уязвленной первородным грехом природы, о чем знали уже иудеи, не сделавшие, однако, из этого всех надлежащих выводов.

Человеку не суждена была смерть, поскольку он был сотворен «в справедливости и святости». После грехопадения природа, уязвленная грехом, взывает о помощи, которая дается Искуплением. Греческие и латинские отцы Церкви, первые с большим, вторые (по крайней мере Августин) — с меньшим оптимизмом говорили о плане Спасения, формально не останавливаясь на естественном законе.

Разъяснением его занялись схоласты и прежде всего св. Фома, различавший три уровня его проявления:

  1. общее для всего живого и направленное на сохранение жизни;
  2. общее для всех форм животной жизни и заключающееся в передаче жизни через воспитание;
  3. присущее разуму, сотворенному для познания истины.

Этим трем уровням соответствуют права, обоснованные онтологически и связанные, благодаря естественному закону, с вечным законом и, что касается верующих, с Откровением.

Христианский персонализм превращает каждого в «еще одного Христа», который значим сам по себе и в этом смысле более важен, чем земные институты, не предназначенные для вечности.

С XVII века, начиная с Гроция (1625), связь между вечным законом и естественным законом нарушается. В пролегоменах к своему труду «De jure belli ac pacis» Гроций, основоположник идеи прав человека, поясняет, что его толкование естественного закона осталось бы верным, даже если бы Бога (и вечного закона) не существовало!

За этим первым этапом последовала критика естественного закона Юмом в XVIII в. Позитивизм XIX века завершил устранение естественного закона, заменив его простыми эмпирическими констатациями и цифрами, а также такими гностическими идеологиями, как марксизм и нацизм. Только принятие Декларации прав человека в 1948 г., после мировой войны с ее ужасами, ознаменовало попытку вновь обрести закон человеческий (jus gentium), который может служить основанием прав человека. Из-за невозможности достичь согласия по поводу антропологических основ этих прав пришлось ограничиться юридическими формулировками, категорическими императивами, которые в результате последующих успехов науки, в частности генетических манипуляций, стали весьма сомнительными.

Сегодня права человека являются практическим проявлением естественного закона, о котором избегают говорить; но без онтологического и антропологического обоснования права человека теряют свой характер абсолюта и становятся лишь волей демократического или иного большинства, которое превращается в высшую инстанцию.

Известно, что Декларация прав человека 1789 года была осуждена Римом, а Декларация 1948 года в целом одобрена Папами. Эти позиции противоположные, но не противоречивые, поскольку в 1789 г. основой Декларации были идеи Просвещения, и слово «священное» употреблялось лишь применительно к собственности, тогда как в 1948 г., после Катастрофы, люди начали осознавать требования естественного закона, которые американская традиция сохранила лучше, чем европейская.

Это краткое описание вековой эволюции, касающейся естественного закона, отнюдь не свидетельствует об исчезновении естественного закона. Социальная доктрина Церкви отчасти основана на классических формулировках св. Фомы, а в нехристианской среде постоянно открывают заново античную и классическую концепцию естественного закона.

Игнорируя естественный закон, современная демократия предоставляет большинству выборщиков  устанавливать закон в последней инстанции. На самом же деле минимальный общий знаменатель не обязательно соответствует требованиям разума. Вспоминается эпизод из Библии: когда Моисей отправляется за скрижалями закона, в которых содержались императивы естественного закона, народ сотворил золотого тельца, представляющего людские страсти (деньги, секс, стремление к власти), и поклонялся ему.

Человеческая природа была уязвлена первородным грехом и прочими грехами, породившими целые греховные структуры, которые человек никак не может преодолеть собственными силами. Только евангельские силы смогут сделать его свободным.

Источник: Патрик де Лобье. Три града. Социальное учение христианства. СПб, 2001.

Рекомендовать: