Статистика

Сообщение об ошибке

Deprecated function: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead в функции Pagination->getPager() (строка 183 в файле /home/lzwikyjn/zakon-online.com.ua/sites/all/modules/pagination/includes/Pagination.inc).
Loading

Вы здесь

Общая характеристика административно - правовых отношений в сфере недропользования

Certificate of Good Standing in Moscow

Естественные экономические ресурсы являются основой экономического развития цивилизации. Распределение полезных ископаемых в мире и в отдельных странах очень неравномерное, и из за значительных залежей некоторых видов ископаемых и острый дефицит других все государства мира являются зависимыми друг от друга.
Национальная безопасность и экономическое благополучие любой страны во многом зависит от ее способности уменьшить зависимость от внешних минеральных источников и обеспечить свою экономику необходимыми видами минерального сырья. Становление Украины как независимого правового государства требует реализации потенциала всех источников обогащения национальной экономики. Одним из главных элементов государственного богатства является имеющиеся на территории Украины недра, содержащие минерально - сырьевые ресурсы.
На сегодня в Украине выявлено более 200 видов полезных ископаемых, по которым открыто почти 20 тысяч месторождений, из которых 7667 месторождений 94 видов имеют промысловое значение и учитываются Государственным балансом запасов. Украина по своему минерально - сырьевым потенциалом вошла в число ведущих минерально - сырьевых государств мира и занимает одно из первых мест в Европе.
 
Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью повышения эффективности использования национальных природных богатств Украины. Рациональное использование недр в Украине напрямую зависит от уровня и качества организации государственного управления и правового регулирования отношений недропользования и охраны недр. Сейчас и государственное управление в сфере недропользования, и государственное регулирование недропользования требуют усовершенствования и адаптации к новым условиям хозяйствования. Предметом рассмотрения этой статьи является современное состояние правового регулирования административно - правовых отношений, возникающих в сфере недропользования, а также проблемы, с которыми сталкиваются как уполномоченные государственные органы, так и недропользователи в своей практической деятельности. Целью этой статьи является выяснение основных элементов административных отношений в сфере недропользования, их характеристика и рассмотрение особенностей правового регулирования. Для достижения поставленной цели автором определены следующие задачи, как выяснение субъектного состава управленческих отношений в сфере недропользования, их компетенции, правового статуса пользователей недр, понятия и признаков объекта отношений недропользования, а также содержания таких отношений.
 
В рамках этой статьи также рассматриваются проблемы управленческого и правового характера по упорядочению процесса использования недр, привлечении к административной ответственности за правонарушения в этой сфере и возможные направления совершенствования правового регулирования исследуемых отношений. Процесс изучения административно - правовых отношений в сфере недропользования осложняется тем, что в Украине почти полностью отсутствуют фундаментальные научные исследования по этим вопросам.
В частности мы рассмотрим опыт России и на примере электронного сертификата о полноценном статусе (Certificate of Good Standing) выявим, что является объектом правового обеспечения в области недропользования. При рассмотрении основных вопросов этой работы под недропользованием мы понимали понятие, предложенное С.В. Гудковым , т.е. деятельность пользователей недрами, предусмотренная и защищена законом и осуществляется на территории Украины или на территориях, подпадающих под ее юрисдикцию, направленную в соответствии с целевым назначением вида недропользования на использование полезных качеств конкретного участка недр для изучения, разведки, добычи или каким-либо иным образом ресурсов, содержащихся в них, включая полезные ископаемые. Отношения, возникающие в процессе такой деятельности, имеют такую ​​же структуру, как и другие отношения, структура которых определена теоретиками права Наработанные в теории государства и права подходы показывают, что сами общественные отношения имеют соответствующую структуру, под которой понимают совокупность составляющих и способ (порядок ) их взаимосвязи между собой.
 
Согласно общепринятым разделением структуре правоотношений включают: 1 ) субъекты ; 2) объект, 3 ) содержание правоотношений (право и обязанность) . Поскольку предметом научного исследования является административно - правовые отношения в сфере недропользования , то важную роль в определении их элементов играют нормативно - правовые акты, которые определяют. Основным нормативно - правовым актом, регулирующим административные отношения в сфере недропользования в Украине, является Кодекс Украины о недрах (далее - совокупного ). Вместе с тем Украина, будучи государством - участником Содружества Независимых Государств , обязано при урегулировании отношений недропользования соблюдать и Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ (далее - Модельный кодекс). Согласно этому международному документу отношениями, регулируются законодательством о недрах и недропользовании, являются отношения, возникающие по поводу использования и охраны недр, по поводу порядка осуществления государственного управления и регулирования в сфере использования и охраны недр, особенностей возникновения, осуществления и прекращения прав на участки недр, а также правового положения недр и их хозяйственной деятельности, вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, а также иные отношения, связанные с использованием и охраной недр. Исходя из положений ст. 2 совокупных, предметом регулирования этого нормативного акта является горные отношения, возникающие по поводу обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, охраны недр, гарантирования при пользовании недрами безопасности людей, имущества и окружающей среды, а также охрана прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан. Указанное указывает на несколько разрозненное понимание отношений недропользования по отечественным и международным законодательством, а также применение расходящихся сроков для определения их сущности.
Поэтому уточнение на законодательном уровне нуждаются термины « горные отношения» и « отношения недропользования». Исходя из определения понятия « недра » (ст. 1), отечественное законодательство, на наш взгляд, сужает сферу отношений недропользования, используя термин «горные отношения». Анализируя буквальное толкование указанного срока, считаем, что он характеризует лишь определенный круг отношений по использованию недр на части территории государства с особым ландшафтом. Этими нормативными актами определяются также основные элементы отношений недропользования . Так, объектом отношений исследуемых являются недра, которые определяются отечественным законодательством как часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Вместе недра являются носителями природных ресурсов и выступают объектами недропользования , за исключением использования земель, водных и других природных ресурсов, регулируются законодательством, определяет режим использования и охраны соответствующих природных ресурсов. С точки зрения полноты изложения ключевых признаков, позволяющих отделить недрах от полезных ископаемых, определение, содержащееся в Модельном кодексе, более взвешенным и полным.
В соответствии со ст.7 этого международного документа недрами является часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - размещена ниже земной поверхности и дна водоемов и водоплинив, что достигает глубин, достижимых для геологического изучения и освоения. В законодательстве и юридической литературе долгое время понятие «недра» использовались для характеристики объекта права собственности, когда же возникали вопросы о хозяйственной эксплуатацию недр, употреблялось понятие «месторождения полезных ископаемых». При обращении к терминологического словаря горного дела термин «недра» вообще отсутствует, он упоминается лишь при определении минерального сырья как «полезных ископаемых, которые добывают из недр».
Рекомендовать: