Статистика

Сообщение об ошибке

Deprecated function: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead в функции Pagination->getPager() (строка 183 в файле /home/lzwikyjn/zakon-online.com.ua/sites/all/modules/pagination/includes/Pagination.inc).
Loading

Вы здесь

Юридические признаки понятие недропользование

выдача пожарной лицензииС целью выведения методологически правильного, полного и пригодного для законодательного закрепления юридического понятия недр, следует выявить его наиболее существенные юридически значимые признаки. Выясняя юридические признаки недр, необходимо их отделить от земли и подземных вод.

Специальными признаками отделения недр от поверхностного слоя земли в процессе добычи полезных ископаемых выступают цель и способ использования пространств среды: в случаях изъятия с последнего любого природного вещества (независимо от степени ее пользы) осуществляется недропользования, а при ином способе использовании таких пространств имеет место пользования поверхностью земли. В целом к определению понятия недр следует подходить достаточно взвешенно, исходя именно из действующего законодательства, опыта недропользования, потребностей практики и перспектив развития соответствующих отношений. Следует согласиться с О.Ю. Макаренко, знак равенства между понятиями «Недра» и «полезные ископаемые» всегда определенным образом создавал целый ряд проблем и сложностей. Для устранения указанных проблем видится необходимость в законодательном закреплении понятия «полезные ископаемые» с определением конкретных признаков, отличающих их от недр. Исходя из указанного выше и поддерживая позицию А.Ю. Макаренко, приведем положения ст. 14 , в которой указываются виды пользования недрами, а именно:

  1. геологическое изучение, в том числе опытно - промышленная разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
  2. добыча полезных ископаемых ( например, урановой руды, янтарные, титаново и титано - циркониевой руды, золоторудного ( золото - полиметаллического) сырья, минеральных подземных вод); 
  3. строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов;
  4. захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод; 
  5. создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно - оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные заведения и др.;
  6. удовлетворение других потребностей. Отечественное законодательство детализирует следующих нужды, не связанные с изъятием полезных ископаемых.

Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «О плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых» недра могут также использоваться для выдержки виноматериалов, производства и хранения винопродукции, выращивание грибов, овощей, цветов и других растений; хранения пищевых продуктов, промышленных и других товаров, веществ и материалов; осуществления других видов хозяйственной деятельности. Это не праздный вопрос, как может показаться на первый взгляд. Многие законодательные нормы и правила, от закона на разработку полезных ископаемых, до выдачи пожарной лицензии соответствующими органами, зависят от корректного правового регулирования со стороны государства. Исходя из приведенного, можно выделить следующие признаки недр как объекта отношений недропользования:

  1. часть земной коры;
  2. расположена ниже земной поверхности и дна водоемов;
  3. достигает глубин достижимых для геологического изучения и освоения;
  4. при использовании недр, как правило, происходит изъятие любой природного вещества из подземного пространства или использования подземного пространства для других нужд.

Учитывая указанное, считаем необходимым четко отделить в законодательстве понятие «недра » и «полезные ископаемые ». Последнее понятие является более узким и должно быть закреплено в ст № 1 Определение понятия недр должно быть точным, поскольку оно имеет практическое значение и может как породить сложности при определении границ недр, так и лишить недропользователей ряда сложностей. В последующих работах будет уделено больше внимания признакам понятию недр для уточнения объекта административно - правовых отношений в сфере недропользования и совершенствование их правового регулирования. Другим элементом отношений недропользования является их участники, вступающие в отношения недропользования. В соответствии со ст. 4 Модельного кодекса участниками таких отношений является государство, административно - территориальные единицы государства, коммунальные образования, граждане, юридические и физические лица, а также граждане и юридические лица иностранных государств. От имени государства, коммунальных образований в отношениях недропользования участвуют органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Граждане и юридические лица, участвующие в отношениях недропользования, после приобретения прав на участки недр приобретают статус недропользователей. В соответствии со ст . 13 Конституции Украины недра являются объектами права собственности Украинского народа, от имени которого права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией определяет таких субъектов, регулирующих отношения недропользования и их компетенции: Верховная Рада Украины ( ст. 7), Кабинет Министров Украины ( ст. 8), Верховный Совет Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские Советы народных депутатов ( ст. 9 ), сельские, поселковые, городские и районные Советы народных депутатов ( ст. 10 ), органы, осуществляющие государственное управление в области геологического изучения, использования и охраны недр ( ст. 11). Особую роль в сфере регулирования отношений недропользования играют граждане и их объединения, которые способствуют местным Советам народных депутатов и специально уполномоченным органам исполнительной власти в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране недр.

Рекомендовать: