Вызывает тревогу рост числа правительств — главным образом, в странах с авторитарными и гибридными режимами, — использующих юридические и нормативно-правовые меры для подрыва или ограничения деятельности гражданского общества.
Юридические ограничения можно в целом подразделить на следующие шесть категорий:
- препятствия началу деятельности;
- препятствия деятельности;
- препятствия свободе слова и отстаиванию позиций;
- препятствия контактам и обмену информацией;
- препятствия к проведению собраний; и
- препятствия при доступе к ресурсам;
Юридические препятствия сказываются на самом широком круге организаций гражданского общества вне зависимости от их задач, однако во многих странах организации, ставящие своей целью защиту прав человека и демократии, подвергаются особенно сильным притеснениям, нередко оказываясь при этом прямой целью таких препятствий.
Юридические препятствия происходят из многих источников, включая конституции стран, законодательство, нормативные документы, постановления, судебные решения и другие меры, носящие обязательный юридический характер. Более того, законодательство, оказывающее давление на деятельность организаций гражданского общества, простирается за рамки законов, специально разработанных для контроля над деятельностью организаций гражданского общества. Такие меры включают, например, законы о собраниях и мирных демонстрациях протеста; законодательство по борьбе с терроризмом и экстремизмом, законы о государственной безопасности и государственной тайне; законы о доступе к информации; а также меры, касающиеся использования Интернета и свободы самовыражения.
При подготовке документа были собраны различные примеры по конкретным странам используют свидетельства активистов гражданского общества, полученные в ходе ряда консультаций и обсуждений, а также общедоступные источники массовой информации. В 2013 году к консультациям привлекались организации гражданского общества и активисты из самых разных регионов, сообщившие о препятствиях, с которыми сталкиваются организации гражданского общества на Ближнем Востоке и в Северной Африке (консультации проводились в Касабланке), Латинской Америке (Лима), Азии (Бангкок), странах бывшего Советского Союза (Киев) и в странах Африки, расположенных к югу от Сахары (Иоганнесбург).
Позже, в 2014 году, консультации по настоящему обновленному изданию проводились в рамках Глобального форума ICNL по законодательству о гражданском обществе. Дальнейшие оценки проекта обновленной версии были получены от многих активистов гражданского общества из разных стран мира. Незначительное количество ссылок объясняется необходимостью в предохранении источников информации — прежде всего информации, носители которой работают в политически неблагоприятных условиях.
- 2 просмотра